Сайт школы № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга

Упражнения на развитие перцептивных и мнестических возможностей

 

 
  1. Ощупывание фактуры материала одной рукой, нахождение предмета из этого материала — этой же или другой рукой;
  2. Опознание предмета на ощупь как правой, так и левой рукой;
  3. Ощупывание фигуры, предмета или буквы одной рукой, нахождение среди других — другой рукой;
  4. Опознание фигур, цифр или букв, «написанных» на правой и левой руке.

Следующим шагом по развитию перцептивных и мнестических возможностей ребенка будет акцент на перевод из модальности в модальность, межмодальный синтез и запоминание.

  • Перевод из тактильной в зрительную модальность. Возьмите объемные или вырежьте из наждачной или бархатной бумаги фигурки различной формы (звездочка, круг, квадрат, треугольник, в т. ч. буквы и цифры). Нарисуйте такие же фигурки и буквы на листе бумаги в произвольном порядке. Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) фигурку или букву, а затем, открыв глаза, выбрать ее из нарисованных на листе. Другой вариант — то же, но, открыв глаза, ребенок самостоятельно рисует предмет или пишет букву (цифру).
  • Перевод из тактильной в слухоречевую модальность. Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой рукой, так и левой рукой) букву, предмет или фигурку, а затем назвать ее или выбрать соответствующий звук из прослушиваемого ряда аудиозаписи.
  • Перевод из зрительной в тактильную модальность. Ребенок наощупь находит фигурки, предметы или буквы, показанные ему педагогом.
  • Перевод из зрительной в слухоречевую модальность. Ребенок называет фигурки, предметы или буквы, показанные ему педагогом.
  • Перевод из слуховой в зрительную модальность. Произносится или воспроизводится аудиозапись определенного звука, соответствующего какому-либо животному, букве или звука работы какого-либо прибора, механизма или средства транспорта и т.д. Ребенку предлагается найти соответствующее изображение на карточках или нарисовать самостоятельно опознанный источник звука.
  • Перевод из слуховой в тактильную модальность. Педагог произносит отдельный звук, соответствующий букве, называет предмет или фактуру. Ребенок должен найти наощупь соответственно букву, предмет или материал.
  • Упражнения на развитие памяти могут быть связаны с запоминанием и последующим воспроизведением последовательности элементов в определенном порядке; в том числе и стимулов разной модальности:

- в слуховой модальностями стимулами могут быть различные по тональности звуки, определенные ритмические последовательности и просто речевые инструкции (например, называются движения), которые надо будет воспроизвести;

- в тактильной — восприятие наощупь текстуры поверхности или 2-3 предметов с последующим опознанием их в большей группе элементов;

- в двигательной сфере — стоящему с закрытыми глазами ребенку придается и «снимается» какая-либо поза, затем другая поза и т.д. Задача ребенка — почувствовать и запомнить позы, воспроизвести их последовательность;

- в зрительной модальности — запоминание и последующее воспроизведение (в прямом и обратном порядке) показанной последовательности движений; определенного порядка или расположения предметов в комнате; фигур, изображенных другими детьми и т.д.

  • «Шапка-невидимка». В течение трех секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.
  • Дети встают полукругом; задача ведущего — запомнить порядок расположения детей. Первый вариант — ведущий отворачивается и называет детей по порядку; второй вариант — педагог изменяет порядок, переставляя не более трех-пяти детей, а ведущий его восстанавливает.
  • Дети замирают в разных позах; ведущий внимательно их осматривает и запоминает позы детей и их одежду. Затем ведущий выходит из комнаты, а педагог производит не более трех-пяти изменений в позах и одежде детей. Задача ведущего — вернуть все в исходное положение.
  • Дети располагаются в определенной последовательности по периметру зала, например, в одном углу, у окна, у мяча на полу и т. д. Включается музыкальный фрагмент, дети свободно бегают по залу. Во время паузы дети должны как можно быстрее: а) вернуться на свое место; б) занять место на одну позицию вперед при движении по часовой стрелке. При большом количестве детей или, если дети испытывают трудности в запоминании места и последовательности передвижения, можно объединить их в пары (дополнительно проставляется акцент на взаимопомощь и согласованность действий).
Дата последнего обновления страницы 13.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения