Данные упражнения выполняют комплексную функцию в развитии ребенка, они не только повышают потенциальный энергетический уровень, но и обогащают знание ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают и уравновешивают психику.
1. Ребенок располагает свои ладони перпендикулярно друг другу и производит резкие хлопки (с интервалом около 1 секунды, 5-10 хлопков), таким образом, что местами соприкосновения становятся углубления между запястьем и нижней частью ладони.
2. То же самое, но места соприкосновения — внешние стороны запястья.
3. Руки вытянуты вперед, ладони сжаты в кулаки; резкие хлопки выполняются кулаками сначала ориентированными тыльной поверхностью вверх, а затем — вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боковых поверхностей сжатых кулаков.
4. Самомассаж головы: пальцы рук слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги пальцев плотно соприкасаются с поверхностью головы сразу за ушами; массаж головы производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.
5. Самомассаж ушных раковин: растираем ладонями уши, как будто они замерзли; разминаем уши три раза сверху вниз; возвратно-поступательными движениями уши растираются в горизонтальной плоскости (2-5 пальцы соединены и направлены к затылку, локти вперед).
6. Самомассаж стоп: поглаживания тыльной стороной кисти и пальцев; растирание кончиками пальцев и большим пальцем; разминание и давление кончиками больших и других пальцев, косточками пальцев сжатой в кулак кисти, краем ладони и т.д.; массаж пальцев ног; хождение босиком по гальке, фасоли и т.п.