Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела.
Первым шагом должна стать различние правой и левой руки ребенка. Таким образом дается ребенку прекрасная опора для дальнейших манипуляций с внешним пространством — ведь оно строиться вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрагированные пространственные представления. Но ведь есть еще и верх-низ. Следовательно, верх — это голова, потолок, небо, солнце, северный полюс и Северный Ледовитый океан на глобусе. Низ — ноги, пол, земля, южный полюс, Антарктида.
1. Прыжки на месте:
а) прыжки на двух нога с поворотом на 90 и 180 градусов в обе стороны;
б) прыжки через предмет, лежащий на полу (малый мяч, гимнастическая палка, сложенная вдвое скакалка и др.):
2. Прыжки с продвижением на разные расстояния с использованием в качестве ориентира линии или натянутой веревки:
- прыжки вправо – влево на одной и двух ногах (1…3 и т.д. прыжков);
- то же, но с промежуточным прыжком (т. е. один прыжок вперед — в сторону через линию, другой — параллельно линии и т.д.).
Если выполнение прыжковых упражнений затруднено, то можно выполнять перешагивание через предмет: вперед – назад, вправо – влево (на месте и с продвижением).
3. Ребенок и педагог встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием (если это необходимо) выполняют одни и те же действия: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на груди», «под подбородком» и т.д.
4. Ребенок и педагог садятся или встают друг напротив друга — отрабатывается схема «зеркало»; отработка идет сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Например, если педагог переносит свою правую руку вправо, то ребенок свою правую руку — влево (соответственно, педагог влево — ребенок вправо). Ясно, что движения вверх, вниз, к себе и от себя будут идентичными.
5. И. п. то же, но отрабатывается движение рук ребенка в сторону, противоположную движениям рук педагога. Например, если педагог переносит свою правую руку вправо относительно себя, то ребенок переносит свою правую руку вправо относительно себя (соответственно, педагог влево — ребенок влево, вверх- вниз, вниз-вверх, налево вверх-налево вниз).
6. И. п. то же. Ребенку дается инструкция: «То, что я буду делать левой рукой, ты делаешь своей левой рукой (оба поднимают левую руку), а то, что я буду делать правой рукой, ты правой (поднимаются правые руки)». Таким образом отрабатываются движения с перешифровкой: одно- и двуручные, односторонние и с перекрестом. Например, дотронуться правой рукой до левого уха; левой рукой до правого колена, а правой рукой до сердца.